Модели раскрытия информации в отчетности корпораций
Идеальным представляется рынок, который был бы совершенен и предсказуем в отношении будущей стоимости активов, требований и процентных ставок. Конечно, в реальном мире идеального рынка не существует, различные причины создают препятствия для взаимодействия корпораций и инвесторов, в том числе и отсутствие согласованности корпораций и инвесторов в вопросе о стандартах раскрытия информации.
Инвесторы не являются однородной группой, они владеют различными типами ресурсов, имеют различные оценки и предпочтения, которые могут различаться, например, в отношении к риску и инвестиционным стратегиям или методам вычисления стоимости акционерного капитала. Спрос на общественную информацию среди инвесторов также может быть разным.
Менеджеры корпорации обычно обладают всей полнотой информации относительно решений о деятельности корпорации и финансовой политике. Результат их экспертного мнения обусловлен многими факторами, например, образованием, длительностью работы в определенной отрасли, имеющимся опытом в сфере инвестиций. У менеджеров есть стимулы избегать или отсрочивать раскрытие плохих новостей о перспективах их корпорации. Как следствие, инвесторы в этом случае будут не способны различить ценные бумаги "хороших" и "плохих" корпораций. В то же время менеджеры знают, что средняя рыночная цена должным образом не отражает "истинную" экономическую ценность их корпорации, что препятствует возможности дополнительной эмиссии. Инвесторы оценивают среднее качество акций, предлагаемых для продажи, чтобы устанавливать соответственно цену спроса акций. Если естественный минимальный уровень цен не существует, то проблема неблагоприятного выбора заставляет цены акций стремиться к нулю и торговля не осуществляется. Публичное раскрытие информации позволяет решить эти проблемы.
Дополнительным источником конфликтов могут стать разногласия между инвесторами. Если инвестиционные горизонты групп акционеров отличаются, то есть существуют группы инвесторов, которые держат акции корпорации в течение более длительного периода, чем другие акционеры, то в этом случае возникает проблема раскрытия информации в зависимости от того, чьим интересам отдается предпочтение.
Раскрытие существенной информации относительно продаж, себестоимости и чистой прибыли, публикуемой в финансовой отчетности, может подвигнуть другие компании войти в прибыльный рынок. Конкуренты могут использовать публикуемую информацию, чтобы лучше оценить собственные возможности. Так как они не платят за информацию, этот вид раскрытия им очень выгоден. Попытки сохранить конкурентное преимущество, сужая существенную информацию о корпорации, также вызывают снижение информационного потока по отношению к инвесторам.
Следует отметить, что корпорации могут показать различные уровни прибыли, используя различные стандарты раскрытия информации. Например, по ГААП США можно включить различные доходы и расходы, чего не предусматривают МСФО. Кроме того, раскрываемая информация может различаться в зависимости, например, от основного бизнеса корпорации, структуры руководства или степени подобия другим стандартам раскрытия.
Инвесторы также могут иметь разные предпочтения к тем или иным стандартам раскрытия, например согласно ГААП США или МСФО. Рассмотрим, к примеру, ситуацию, в которой американские корпорации сталкиваются с МСФО. Если инвесторы хотят сравнить иностранные корпорации с их американскими аналогами, возможно, американские инвесторы должны приложить определенные усилия, чтобы понять действие этих стандартов. Однако если все эти иностранные корпорации раскрыли финансовые показатели согласно ГААП США, то американские инвесторы имеют возможность легко провести сравнение без необходимости изучения МСФО. С другой стороны, европейские инвесторы могут предпочесть МСФО стандартам ГААП США по тем же причинам. В зависимости от выбора той или иной системы она может стать интернациональной и доминирующей.
В этой связи решения инвесторов и корпораций должны быть проанализированы. Как отмечалось выше, раскрытие бухгалтерской информации могло бы снизить несовершенство рынков. Вместе с тем недостаток единогласия в стандартах раскрытия показывает, что потенциальные выгоды от информационного раскрытия не столь высоки, как следовало бы ожидать.
Корпорации рассматривают потенциальные выгоды и затраты на информационное раскрытие, оставляя в стороне личное желание менеджера максимизировать его собственную ожидаемую прибыль. Менеджер нанят, чтобы максимизировать стоимость компании, что также и в его интересах. Это различие позволяет сосредоточиваться только на интересе юридического лица в деловом информационном раскрытии, включая воздействие потенциальных выгод и затрат на общую стоимость капитала корпорации.
Существует стабильный стимул для раскрытия информации в соответствии с контрактами между менеджерами и посторонними владельцами или кредиторами. В таких случаях посторонние нуждаются в информации, чтобы контролировать соответствие контрактам. Раскрытие более детальной информации может помочь свести на нет попытки владельца-менеджера уклониться от своих обязанностей и соблюсти лишь свои личные интересы и, следовательно, может поднять цену, которую внешние инвесторы готовы платить за новую эмиссию. Однако договорные стимулы становятся недоступными, когда число договаривающихся сторон растет и становится слишком большим, что присуще большим государственным корпорациям.
Любой отказ управленцев раскрыть информацию побуждает инвесторов принимать худшее решение, которое, соответственно, ведет к снижению цены акций. Инвесторы не могут быть уверены в степени правдоподобности информации, что затрудняет их оценку корпорации. Стимулирование раскрытия информации может быть обеспечено соответствующей национальной юридической системой, в которой действуют участники рынка капитала: акционеры способны подать иск против корпорации и при этом имеют неплохие шансы выиграть спор, а корпорации получают стимул к добровольному раскрытию информации инвесторам во избежание затрат на судебные разбирательства.
Большое значение в международной практике придается степени раскрытия учетной информации. С одной стороны, ликвидность акций может увеличиться с раскрытием дополнительной информации. С другой стороны, если дополнительное раскрытие сопровождается нарушением конкурентоспособности или высокими издержками, корпорации могут не раскрывать "слишком много" информации. Чтобы оценить деловой риск, инвесторы нуждаются в соответствующей информации о корпорации. Более информационно прозрачные корпорации платят меньшую информационную премию за риск, требуемую инвесторами, и, следовательно, у них ниже общая стоимость капитала.
Улучшение раскрытия информации в отчетности означает, что существующие данные о корпорации становятся более надежными и инвесторы могут опереться на них при оценке перспектив корпорации.
Информационное несоответствие, имеющее место при раскрытии информации, воздействует на цену акций. Публикация информации равномерно распределяет риск среди инвесторов по сравнению с ситуацией без публичного раскрытия, потому что в этом случае инвесторы прекращают спекуляцию, а продавцы больше доверяют правдоподобности объявленной цены.
Раскрытие некоторых типов информации может ослабить конкурентные позиции корпорации (конкурентная слабость), так как конкуренты могут использовать эту информацию, чтобы подражать стратегии корпорации. Потенциальная конкурентная слабость конкретной корпорации одновременно представляет потенциальную выгоду для всех корпораций, получающих информацию. Если бы все корпорации имели доступ к информации друг друга в зависимости от индивидуальных обстоятельств, то каждая корпорация могла бы также иметь чистое конкурентное неудобство от раскрытия - положительное или отрицательное.
Например, инновационная компания программного обеспечения могла бы понести более высокие конкурентные потери в раскрытии информации об исследованиях и разработках, чем зрелая и медленно развивающаяся компания программного обеспечения. Кроме того, чистое конкурентное неудобство может также существовать, пока требования, предъявляемые к раскрытию информации, будут отличаться в отдельных странах. Американские фирмы сталкиваются с чистым конкурентным неудобством от раскрытия по сравнению с их международными конкурентами в странах с более низкими требованиями раскрытия.
Полное раскрытие информации происходит только при некоторых обстоятельствах, то есть если только один рынок имеет значение для менеджера или если реакция одного рынка явно доминирует. Во всех других случаях преимущество за частичным раскрытием. Менеджмент корпорации может решить, раскрывать или не раскрывать информацию, и действовать по своему усмотрению.
Могут возникнуть различные судебные разбирательства из-за утверждений о недостаточном информативном раскрытии или из-за утверждений о вводящем в заблуждение раскрытии. Вообще, тяжба возникает из-за недостаточного информативного раскрытия. Стоимость подобных судебных разбирательств включает оплату юридических услуг, выплату исков суду. Следовательно, увеличение степени информативного раскрытия должно уменьшить общую стоимость капитала фирмы. Это следует из того, что несоответствие оценки цены акции корпорации и ее истинных экономических перспектив уменьшается с увеличением раскрытия информации. Как следствие, убытки акционеров базируются на снижении цен акций, которого можно было бы избежать дополнительным раскрытием. По той же причине должен быть ниже и риск подачи акционерами иска в суд с обвинением в несоответствии действительности дополнительно раскрытой информации. Для того чтобы сократить потенциальные юридические расходы, менеджеры стараются предотвратить любое резкое снижение цен на акции в день объявления доходов путем раскрытия до назначенной даты выпуска по собственному усмотрению той информации, которая может иметь отрицательные последствия.
Похожие работы:
- Модели раскрытия информации в отчетности корпораций
Идеальным представляется рынок, который был бы совершенен и предсказуем в отношении будущей стоимости активов, требований и процентных ставок. Конечно, в реальном мире идеального рынка не существует, ...
- Понятие и принципы раскрытия информации
Закон о рынке ценных бумаг понимает под раскрытием информации обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ...
- Ответственность за нарушение порядка раскрытия информации
Действующее административное законодательство устанавливает ответственность за непредоставление информации или предоставление недостоверной информации, а также за нарушение порядка раскрытия информаци...
- Формы и порядок раскрытия информации обществом
Формы и порядок раскрытия информации обществом определены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
При публичном размещении обществом (и открытым, и закр...
- Правила и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности корпораций, участвующих в листинге международных фондовых бирж
Для получения разрешения на участие в фондовой бирже иностранной корпорации необходимо представить дополнительную финансовую информацию, что может быть сопряжено с большими издержками.
При листингова...